Сенсомоторная оральная терапия помогает разработать артикуляционный аппарат для развития речи и приема пищи при проблемах кормления. Необходимые навыки включают в себя: осознание, силу, координацию, подвижность и выносливость губ, щек, языка и челюсти. Приведенные ниже упражнения – это простой способ развить эти навыки. Включите их в свою повседневную жизнь и делайте, когда у Вас появится время. Выполняйте упражнения по дороге в школу / на работу, во время рекламы по телевидению, в процессе приготовления пищи и т.д. Превратите их в игру и получайте удовольствие! Однако, имейте в виду, что эти упражнения не должны заменять терапевтические мероприятия. Лучше всего сначала обратиться к логопеду и/или в врачу по профессиональным заболеваниям, прошедшему курс обучения по сенсомоторной оральной терапии. Они смогут оценить ситуацию, назначить программу действий и контролировать процесс терапии.
.
Упражнения для развития осознания:
- Используйте вибромассажер Z-Vibe для нормализации ощущений в ротовой полости. Люди с пониженной чувствительностью практически не осознают, что происходит внутри их рта. С другой стороны, люди с повышенной чувствительностью чрезмерно чувствительны и зачастую испытывают отвращение к текстуре, температуре, вкусу и т.д. Оба случая могут в значительной степени влиять на развитие навыков речи и приема пищи.
- Насадки длявибромассажера Z-Vibe имеют различные формы и текстуры. Используйте их для того, чтобы оказывать мягкое давление на губы, щеки (как внутри, так и снаружи) и язык. Изменяйте давление, направление движения и продолжительность воздействия. В случае повышенной чувствительности нужно вводить Z-Vibe постепенно.
- Массаж десен – это простой и эффективный способ оральной стимуляции.
.
Упражнения для губ:
- Произнесите звук “О”, приоткрывая рот еще больше. После этого произнесите звук “eee” Скомбинируйте звуки и произнесите “oo-ee” Сильно округляйте губы.
- Произнесите звук “п”, выталкивая звук под напором.
- Широко улыбнитесь. Расслабьте губы и повторите упражнение еще раз.
- Надуйте щеки, плотно сомкнув губы. Расслабьте губы и повторите упражнение еще раз. Надуйте одну щеку, затем другую, а потом обе одновременно. Выпятите верхнюю губу, а затем нижнюю губу (или наоборот). Расслабьте губы и повторите упражнение еще раз.
- Вытяните губы «трубочкой», как для поцелуя. Вытянутые трубочкой губы двигайте вправо-влево (или наоборот).
- Пускайте мыльные пузыри. Кроме того, можно дуть в свисток, рог, казу и т.д. Следите, чтобы дети не всасывали мыльный раствор через соломинку.
- Пейте через соломинку, а не из чашки. Это отличная тренировка для щек и языка. При питье через соломинку, органы ротовой полости выполняют большую работу: щеки втягиваются, язык втягивается и отодвигается назад, губы плотно смыкаются.
- Выполняя вышеуказанные упражнения, следите за тем, чтобы губы были в симметричном положении. Если Вам не удается добиться симметричности губ, запишите, в каком они пребывают состоянии, и на будущих занятиях сравнивайте результат и контролируйте прогресс.
Упражнения для языка:
- Произнесите «лалалалала», при этом нижняя челюсть не должна двигаться вверх-вниз. Двигаться должен только кончик языка. Расслабьтесь и повторите упражнение еще раз. Если нижняя челюсть двигается при выполнении этого упражнения, нужно прикусить любую насадку для Z-vibe, чтобы зафиксировать нижнюю челюсть, тогда язык начнет двигаться самостоятельно.
- Поместите кончик языка на альвеолярный гребень сразу за верхними передними зубами. Удерживайте его в таком положении как можно дольше, вплоть до трех минут. При необходимости, можно глотнуть слюну, а затем вернуть язык в заданное положение.
- Произносите звуки, при которых работает кончик языка. Произнесите «т-т-т-т-т-т-т», «н-н-н-н-н-н» и «д-д-д-д-д-д». Можно попробовать произнести сочетание этих звуков, например, на «т-д-н».
- Поместите кончик языка на альвеолярный гребень за верхними передними зубами, а затем за нижние передние зубы. Нужно повторить это упражнение несколько раз.
- Произнесите “го”, сильно округляя губы.
- Выполните выталкивание языка. Для этого нужно втянуть язык и прижать к верхней стенке ротовой полости (нёбо), а затем вытолкнуть его. Упражнение нужно сделать 25 раз без перерыва.
- Поднимите язык к верхней стенке ротовой полости (нёбу). Удерживайте его в этом положении в течение 5-10 секунд. Если стало слишком легко, добавьте еще один шаг: двигайте нижнюю челюсть вверх и вниз, удерживая язык прижатым к нёбу.
- Проведите леденцом по губам и облизывайте губы. Используйте насадку Popette, чтобы добавить вибрацию к этому упражнению. Вы также можете использовать арахисовое масло, глазурь, яблочный мусс и т.д. (подойдет все, что будет прилипать к губам).
- Удерживайте язык в воздушном пространстве (не прикасаясь ни к губам, ни к зубам). Напрягите, а затем расслабьте язык. Еще раз напрягите и расслабьте.
- При необходимости, во время выполнения этих упражнений можно использовать наконечник или Z-Vibe, чтобы точно указать положение языка.
.
Упражнения для щек:
- Снова воспользуйтесь соломинкой!
- Примените насадку Preefer к области щек. Напрягите щеки. Расслабьте щеки. Повторите упражнение еще раз.
- Сомкните губы и сожмите щеки.
- Сложите губы буквой «о». Округленные губы вращайте по кругу. Повторите упражнение несколько раз, а затем измените направление вращения.
Упражнения для нижней челюсти:
- Поместите насадку Bite-n-Chew между передними зубами. Прикусите насадку и удерживайте, пока не досчитаете до десяти. Отпустите насадку и повторите упражнение еще раз.
- Воспользуйтесь наконечником, насадкой Bite-n-Chew (или любой другой жесткой насадкой), чтобы надавить на нижнюю челюсть, одновременно с этим пытаясь поднять челюсть вверх. Это изометрическое физическое упражнение.
Упражнения для развития координации:
- Произнесите “баттер-кап” пять раз подряд. Расслабьтесь и повторите еще раз.
- Вместо “баттер-кап” можно попробовать произнести “рокет щип”. Во время произношения этих слов работают губы, кончик языка и спинка языка.
- Произнесите “пух тух кух” три раза. Сначала повторяйте медленно, а затем увеличивайте скорость. Измените порядок звуков. Попробуйте произносить “тух пух кух,” “кух пух тух” и т.д.
- Поместите язык в уголок губ и обведите губы по периметру. Достигнув исходной точки, сделайте круг в обратном направлении. Следите за тем, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, и делайте полный круг. Во время выполнения этого упражнения челюсть не должна двигаться, всю работу должен выполнить язык!
Упражнения общего характера:
- Используйте вибромассажер Z-Vibe для подачи тактильных сигналов внутри ротовой полости и дополнительной сенсорной стимуляции. Иногда бывает недостаточно сказать: «Помести язык за верхние передние зубы» или продемонстрировать это на своем примере. При помощи вибромассажера Z-Vibe можно безопасно проникнуть внутрь ротовой полости, чтобы точно показать, что нужно делать губами, языком и щеками. Это называется предоставлением тактильной информации. Вибрация вибромассажера Z-Vibe производит дополнительную сенсорную стимуляцию и позволяет сконцентрироваться на работе отдельных органов ротовой полости.
- Используйте любую густую массу. Нанесите арахисовое масло, глазурь и т.д. на верхнюю стенку ротовой полости и попросите ребенка слизать. Нанесите массу на губы, а затем на внутреннюю поверхность щек. Нанесите массу на наконечник. У вас широкий простор для творчества.
- Используйте зеркало. Посмотрите в зеркало и попросите ребенка повторять за Вами. Превратите упражнение в веселую игру “Саймон говорит”. Зеркала обеспечивают прекрасную зрительную обратную связь, поскольку они не отвлекают. У меня есть дети, которые будут просто играть и корчить смешные рожицы перед зеркалом!
Повторения упражнений носят рекомендательный характер, так как количество повторов может варьировать, в зависимости от способностей человека. Если упражнение будет сделано только один раз, это не страшно! Записывайте прогресс и старайтесь сделать больше на следующем практическом занятии.
Больше упражнений для развития речевой моторики и навыков приема пищи можно увидеть в остальной части этого блога и в книге «Советы и методы использования вибромассажера Z-Vibe». В ней описывается развитие различных навыков, включая движение губ, соотношение и стабильность челюсти, разрушение взаимосвязи между языком и челюстью, поднятие языка, боковое движение языка, чашеобразная выемка языка, навыки приема пищи, кусание, жевание и многое другое.
Надеюсь, Вы найдете эту информацию полезной!