Упражнения для обучение навыкам кусания и жевания

Для младенцев приобретение навыков кусания и жевания является решающим этапом в формировании навыков приема пищи. В возрасте примерно 5-6 месяцев младенцы начинают использовать свои пальцы и прорезыватели для зубов для исследования окружающего мира при помощи кусания. С этого момента начинается формирование навыков кусания и жевания, когда ребенок отрабатывает движения челюстей, языка и губ. В случае если дети пропускают часть этого процесса развития, может потребоваться вмешательство для развития способности кусать и жевать.

  1. Один из способов, с которого я хотела бы начать, – это предоставление ребенку возможности использовать инструменты для развития навыков жевания (Grabber, Y-Chew, насадки Probe и/или Animal). Эти инструменты были специально разработаны для повышения орального восприятия, обеспечения стимуляции и тактильных ощущений, а также для тренировки губ, щек, языка и челюстей. Исследуя окружающий мир при помощи рта, ребенок может просто начать кусать самостоятельно, и с этого момента можно переходить к тренировке навыков жевания.
  2. Нужно показать ребенку, как кусать, чтобы ребенок увидел и понял, что на самом деле означает это слово. Знание речевых команд будет важной частью терапии, поскольку Вы будете поощрять ребенка кусать и жевать. Преувеличивайте кусательные и жевательные движения, чтобы помочь ребенку получить представление об этих навыках. Используйте настоящую пищу во время демонстрации навыков. Кроме того, можно использовать кукол со ртом, чтобы наглядно продемонстрировать процесс кусания (а позднее процесс жевания). По очереди с ребенком кормите куклу. Превратите терапию в игру и развлечение. Постарайтесь воспроизвести звук при кусании или гортанный звук. Попросите ребенка покормить Вас.
  3. Сначала у ребенка начинает развиваться модель жевания в вертикальном направлении (открытие и закрытие рта движением челюсти вверх и вниз). Нужно поместить Grabber или Y-Chew в молярной области и помочь ребенку открывать и закрывать рот. Произносите слово «кусай», когда направляете челюсть вверх, чтобы ребенок закрыл рот и укусил используемый инструмент. Используйте зеркало, чтобы ребенок мог наблюдать за собой и за Вами во время демонстрации навыка кусания. В случае если ребенок начнет отвлекаться, уберите зеркало.
  4. Как только ребенок выучит слово «кусай» и сможет выполнить команду, добавьте слово «жуй». Положите руку ребенка на свою челюсть, чтобы он почувствовал, как Вы кусаете и жуете. Это позволит создать визуальную и тактильную обратную связь, для того чтобы помочь ребенку получить представление об этих навыках. Возможно, потребуется положить свои руки поверх рук ребенка.
  5. Когда ребенок получит представление о жевании, можно начать совместные тренировки. Нужно поместить Grabber или Y-Chew между премолярными зубами и попросить ребенка начать жевать. Возможно, потребуется направлять челюсть, чтобы ребенок открывал и закрывал рот. Ребенок должен выполнить 20-25 последовательных жевательных движений на каждой стороне рта. Для создания дополнительного орального восприятия при помощи вибрации можно использовать вибромассажер Z-Vibe с насадкой Bite-n-Chew.
  6. Если Вы используете Grabber, попросите ребенка укусить и пожевать петлю. Если Вы используете Y-Chew, поместите ручку ребром поперек передних зубов. При этом одновременно будут работать обе стороны рта для приобретения навыка двустороннего жевания и улучшения силы и устойчивости челюсти.
  7. Альтернативным вариантом является освоение навыка вращательного жевания. Попросите ребенка укусить инструмент и пожевать его 3-5 раз на одной стороне рта, а затем на другой стороне рта. Помните, что инструменты для жевания должны быть расположены в боковом положении, посередине премолярной области. По мере того, как ребенок делает успехи, перемещайте Grabber или Y-Chew к задне-молярной области, в которой происходит пережевывание пищи. Если ребенок поперхнется, вернитесь к передним коренным зубам и медленно постепенно продвигайтесь к молярной области.
  8. Как только Вы будете удовлетворены тем, как ребенок кусает и жует, окуните инструменты для жевания в пюреобразную или липкую пищу и продолжайте выполнять упражнения для тренировки навыков кусания и жевания. Совмещение этих инструментов с настоящей едой помогает преодолеть разрыв между тренировкой жевательных навыков и фактическим пережевыванием настоящей пищи. Если Вы используете вибромассажер Z-Vibe, можно поместить пищу в насадку Bite Tube (на фото ниже). Когда ребенок укусит насадку, он будет «вознагражден» вкусом пищи, что должно помочь ему связать представление о жевания с получением пищи.
  9. Чтобы помочь разработать восприятие текстуры, начните с использования гладкого инструмента Grabber и постепенно переходите к использованию текстурированного. Затем окуните текстурированный инструмент в пюреобразную или липкую пищу и продолжайте выполнять упражнения для тренировки навыков кусания и жевания. Если Вы используете вибромассажер Z-Vibe, начните с использования насадки Bite-n-Chew  и постепенно переходите к использованию текстурированной насадки Textured Bite-n-Chew.
  10. У вас под рукой должен быть какой-нибудь напиток, на случай если ребенку потребуется сделать глоток между упражнениями.

Необходимо иметь в виду, что некоторые дети могут казаться испуганными, потому что они знают, что у них нет орально-моторных навыков, необходимых для управления пищей. Эти дети чувствуют настоящий страх, а не просто отказываются от еды. В этом случае Вам, возможно, придется сначала поработать над формированием комка пищи, восприятием языка, разработкой навыка бокового движения языка и т.д. Другие дети могут отказаться от еды из-за оральной чувствительности, что также потребует Вашего вмешательства. 

Необходимо иметь в виду, что любой человек, который находится в непосредственном контакте с ребенком (воспитатели, работники отдела здравоохранения, занимающийся медицинским вмешательством в раннем возрасте, специалисты в области прикладного поведенческого анализа и т.д.), должен присутствовать в ходе терапии, чтобы следить за стратегией вмешательства. Наилучшие результаты достигаются в тех случаях, когда терапия продолжается в домашних условиях между сеансами. Чем больше имеется возможностей для занятий, тем лучше. Тем не менее, ребенка никогда нельзя заставлять брать насадки в рот, кусать или жевать. Для обучения этим навыкам потребуется время, терпение и творческое мышление.

Расскажите ребенку об инструментах и ​​дайте почувствовать их сначала в руках. Затем продвигайтесь к лицу, щекам, губам и внутрь ротовой полости. Включите настоящую еду в сеансы, посвященные разработке навыков приема пищи.   

Наконец, что не менее важно, нужно не забывать хвалить ребенка! Используйте стимулы, которые соответствуют интересам ребенка. Восхищайтесь успехами ребенка, независимо от того, насколько великими или малыми они могут показаться.